От скликивания рекламного бюджета никто не застрахован. Это мошенничество также известно как кликфрод (махинация с кликами). Без разницы, только вы начинаете запускать контекстную рекламу или используете ее давно. В один прекрасный (или не очень) день вы получаете огромное количество кликов по вашим объявления, но радость длится недолго, потому что продаж за ними так и не следует, а бюджет израсходован впустую. Скорее всего, сделано это было злонамеренно.
Риск, что именно ваша рекламная кампания пострадает от действий злоумышленников, довольно велик. Специалисты предсказывают расходы от этого вида мошенничества в размере свыше 16 миллиардов долларов США. Поэтому так важно предпринять все возможное, чтобы не попасть в число пострадавших.
Скликивание (кликфрод) представляет собой направление мошеннической деятельности. Задача злоумышленников заключается в осуществлении ложных кликов по рекламным объявлениям — это вызывает существенные финансовые потери рекламодателей. Проблема особенно касается контекстной рекламы, запускаемой по CPC модели (с оплатой за клик).
Рекламодатели в Яндекс Директе и Google Ads часто страдают от скликивания.
Причины кликфрода:
Допустим, вы сами запускаете и контролируете рекламные кампании в сетях, о которых мы говорили выше: ведете объявления, смотрите за ставками, показателями конверсии и подбираете соответствующие площадки для дальнейшего размещения рекламы. И в ходе анализа замечаете скликивание. Но действительно ли это оно? Определить скликивание можно по следующим признакам:
Если клики по объявлениям есть, а конверсий нет (или других установленных KPI) — это говорит о том, что кто-то скликивает вашу рекламу. При размещении объявлений в Ads, Директе, в соцсетях — сопоставьте конверсию на данных платформах. Заметили отсутствие конверсии в сопоставлении с остальными рекламными каналами? Тогда нужно срочно действовать.
Например, когда ВКонтакте по рекламе поступает 500 кликов с показателем конверсии в 50, из Google на те же 500 приходится 0 конверсий, то это говорит о том, что поработали злоумышленники.
Если по рекламному объявлению переход совершило 500 настоящих пользователей, заинтересовавшихся предложением, то хотя бы десять из них должны были совершить целевое действие – заполнить форму, сделать заказ и т. д.
Первый пункт медленно переходит во второй: множество отказов и небольшая длительность сессий. Здесь опять же поможет сопоставление двух аналогичных рекламных источников.
В случае когда при переходе с первого источника мы видим, что пользователи заполняют контактную форму, просматривают страницы сайта, интересуются контентом, а также увеличивается показатель глубины просмотра, а со второго все это отсутствует, то нужно немедленно начинать предпринимать контрмеры (о них будет сказано далее).
Помимо этих факторов, необходимо также учитывать IP-адреса пользователей, которые кликали непосредственно на объявления. Использование IP-адреса дата-центра является одним из признаков злонамеренного мошенничества. Это означает, что псевдопользователь заходит с хост-сервера, а не со своего рабочего или домашнего компьютера.
Вы можете обратиться за помощью в службу поддержки площадки, где была создана кампания, если заметили такую активность. Возможно, вам возместят убытки, понесенные в результате кликфрода.
Другой опасный сигнал рассматриваемого нами мошенничества, который ощущается множеством рекламодателей — это ненормальный CTR (показатель кликабельности).
Если вы размещаете рекламу на определенном сайте, а процент CTR = 1% или аж 0,3%, то стоит более подробно изучить эти клики. Что нужно знать: если KPI отсутствует, показатель отказов большой и длительность сессии низкая, то лучше избавиться от такого CTR и этого донора.
Отчеты о кампаниях важно также анализировать. Необходимо учитывать массовость веб-сервисов с невысоким показателем трафика, откуда поступают переходы по рекламному объявлению. Рекомендуется проверить отчеты по площадкам. Если вы обнаружите, что эти веб-сайты приносят пустой трафик (отсутствие конверсий), в то время как с популярных сервисов идет поток настоящих пользователей, требуется в таком случае пополнить "черный список".
Однако менее разрекламированные площадки не являются синонимом мошенничества. С этих веб-сайтов может поступать хорошо нацеленные конверсии. Тем не менее необходим подробный и качественный анализ этих доноров.
Нередко можно заметить такой вопрос на специальных форумах: "В Яндекс.Директ скликивают рекламу, что можно предпринять?". Большинство рекламных систем сервисов Яндекс и Google имеют специальные механизмы обеспечения защиты: каждый поток проходит через многоступенчатую фильтрующую систему, которая совершенствуется. Скликивание в Яндекс.Директ видно непосредственно в Метрике в пункте "Недействительные клики".
Кликфрод в Google Ads можно увидеть через Аналитику под аналогичным наименованием.
Однако внутренние сервисные фильтры контролируют не каждого мошенника. Каким образом можно бороться со кликфродом? Наиболее действенные методы:
Проблема скликивания знакома многим рекламодателям. На сегодняшний день, к сожалению, отсутствуют какие-либо сайты и опыт, которые могли бы надежно уберечь от потери бюджета.
Но не отчаивайтесь! Ведь также активно разрабатываются инструменты обеспечения защиты от кликфрода, механизмы, обеспечивающие покрытие урона от мошеннических действий. Поисковики, различные сервисы, да и закон, довольно действенно защищают рекламодателей.
В борьбе с этим видом мошенничества важным аспектом является быстрота выявления фрода, чтобы ситуация не ухудшилась. Необходимо внимательно отслеживать статистику по своим объявлениям, чтобы заметить подозрительную активность. Но как показывает практика, постоянно контролировать рекламные кампании самостоятельно очень сложно. Поэтому рекомендуем поручить это дело опытным специалистам.
Наши сотрудники обладают обширным опытом в ведении рекламных кампаний, осуществляют их регулярный мониторинг и сразу реагируют на любые изменения. Поэтому если вы подозреваете скликивание рекламных объявлений, то срочно обращайтесь в нашу компанию, чтобы получить помощь специалистов!